Москва и Париж подписали новую программу сотрудничества

В Париже начались Дни Москвы. В рамках визита московской делегации в столицу Франции прошла встреча Мэра Москвы Сергея Собянина и Мэра Парижа Анн Идальго. Мэры двух городов подписали новую программу сотрудничества на 2016−2018 годы.

«Программа сотрудничества предполагает наше взаимодействие на ближайшие три года в области укрепления в первую очередь экономических связей. Франция остаётся нашим крупным торгово-экономическим партнёром, занимающим традиционно шестую строчку в списке наиболее активных стран, торгующих с Россией. В Москве сегодня аккредитованы сотни французских предприятий. И это Соглашение позволяет активизировать контакты между бизнес-сообществом Франции и российскими компаниями», - сообщил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черёмин.

По его словам, столичное Правительство продолжит активное взаимодействие с Парижем в сфере развития транспортной и городской инфраструктуры. Особое внимание будет уделено и сотрудничеству в сфере образования.

«Мы планируем организовать взаимодействие наших школ, и Мэр Москвы пригласил делегацию школьников Парижа принять участие в олимпиаде школьников, которая пройдёт в Москве в сентябре этого года», - уточнил Сергей Черёмин.

К тому же во время Дней Москвы в Ницце состоится большая конференция представителей высших учебных заведений. В ней примет участие Московский университет управления при Правительстве Москвы. «Будет объявлено о создании российско-французского университета, что позволит нам значительно активизировать сотрудничество не только в области школьного, но и в том числе в сфере студенческого обмена», - сказал Министр.

После встречи с Мэром Парижа Сергей Собянин осмотрел открывшуюся фотовыставку «Россия и Европа на рубеже веков. Взгляд русского фотографа». Она будет работать в здании парижской Мэрии (дворец Отель-де-Вилль на улице Риволи, дом 29) до 24 июня. Здесь представили коллекцию фотографий русского фотографа Сергея Челнокова (1861−1924).

Центральная тема выставки - Москва на рубеже ХIХ и ХХ веков. На снимках запечатлены типичные сцены из городской жизни той эпохи: праздничные толпы, тройки лошадей, каток в центре Москвы, салют в честь Крещения.

Кроме того, экспозиция включает фотографии, иллюстрирующие сцены из повседневной жизни Европы того времени, дореволюционной России, события русско-японской войны 1904−1905 годов и революции 1917 года, а также серию портретов.

Выставка состоит из трёх разделов. В первом - снимки, напечатанные с цифровых копий оригиналов. Репродукции сделаны с фотографий, напечатанных непосредственно Сергеем Челноковым.

Во втором разделе разместили оригинальные репродукции цветных автохромных снимков на стеклянных пластинах, а в третьем трёхмерные стереофотографии. Посмотреть их можно на современном оборудовании, включая экраны для демонстрации фото с помощью проектора.

Визуальные мемуары

Сергей Челноков, московский фотограф-любитель, происходил из известной купеческой семьи. Фотографией он начал заниматься с конца 1880-х годов и работал с разными фотоаппаратами. Прежде всего его интересовала стереофотография - изготовление двойных диапозитивов, которые можно было рассмотреть с помощью аппарата Taxiphot и ему подобных. В этом деле он добился впечатляющих результатов. Например, за серию стереофотографий Тироля Челноков был удостоен бронзовой медали на Всероссийской выставке 1892 года.

Москва и москвичи занимают центральное место в творчестве фотографа. В то же время он много путешествовал и сумел увидеть дореволюционную Россию и Европу особым взглядом. Многие его работы являются яркой иллюстрацией того, как близка была дореволюционная Москва европейским столицам.

Также он делал фоторепортажи, на которых запечатлены известные события того времени: последствия урагана в Мытищах (1904 год); открытие памятника Н. В. Гоголю в Москве (1909 год); убитые на заснеженной Пресне и казачьи патрули во время декабрьского восстания 1905 года; пожар в Малом театр (1914 год); разрушения после штурма Кремля большевиками в 1917 году (27 октября - 3 ноября).

В 1921 году фотограф эмигрировал в Данию. Его архив более 90 лет хранился в семье его потомков и никогда не экспонировался.

Сохранившееся наследие насчитывает свыше 1600 снимков на стеклянных фотопластинках, сделанных в период с 1885 по 1917 год с применением стереоскопии и автохрома (технология цветной фотографии), а также более 200 фотографий, напечатанных на картоне.

В октябре 2015 года в Музее Москвы прошла первая большая выставка, представившая работы Челнокова как в аутентичной стереотехнике, так и в современных 3D-технологиях.